"Путешествие по стране "ЧЕЛОВЕК" продолжается" 

Программные задачи:

  1. Формировать представления об элементарном внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение; физической уникальности каждого человека , о сложном внутреннем строении.
  2. Продолжать формировать умения создавать предметную аппликацию из бумаги.
  3. Продолжать формировать умение образовывать сложные слова из двух простых.
  4. Стимулировать развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь), развивать чувство радости от осознания себя человеком, частью живой природы.
  5. Воспитывать уважительное отношение к уникальности каждого человека. ( слайд №2)

 

Оборудование: мультимедийная установка, ширма, игрушка воробышек, оборудование для аппликации (салфетки, кисти, клей, фломастеры), фонограмма чириканья воробья, песни «Буги-вуги», мелодия для релаксации.

                                               Ход занятия:

В группе воспитатель предлагает детям продолжить путешествие по стране «Человек». Дети заходят в зал. Обращают внимание на гостей. Здороваются.

В зале мультимедийная установка, ширма, за ширмой воробышек.

Слышится аудио запись воробьиного чириканья.

Воробышек: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети:Да. Ты Пудик!

Воробышек: Узнали, я Пудик!

Дети: Здравствуй, Пудик.

Воробышек: Каждый день из своего гнезда я наблюдаю за вами. Как вы идёте в сад, играете на прогулке. Смотрю сверху и не понимаю, как вы двигаетесь, если у вас нет крыльев? Как вы едите, если у вас нет клюва? И вот я решил прилететь к вам и спросить, как устроен человек? Ведь вы всё знаете.

Воспитатель: Расскажем Пудику, как устроен человек?

Дети: Да!

Воспитатель: (обращает внимание на мультимедиа) В этом нам поможет волшебный экран.( слайд №3 смайлик - привет, друзья!) Чтобы ты, Пудик всё понял, смотри на экран и слушай ребят. Они тебе попробуют всё объяснить.

Воробышек: Да, конечно.

Воспитатель: Ребята, на экране мы видим изображение кого?

(слайд №4: изображения людей)

Дети: Людей.

Воспитатель: Они похожи друг на друга?

Дети: И нет и да.

Воспитатель: Интересно. Тогда давайте разбираться.

Чем люди отличаются друг от друга?

Дети: Ростом, возрастом и т.д.

Воспитатель: А что у них общего?

Дети: Руки, ноги, голова, туловище и т.д. У всех одинаковое строение тела.

Воспитатель: Вы правы, ребята, все мы, люди, чем- то различаемся.

Первое и главное различие, к какому полу мы относимся. Есть люди женского и мужского пола: мальчики и девочки

(слайд №5: мальчик – девочка, мужчина - женщина)

Вы сказали возрастные различия:

Молодой - старый

(слайд №6 ребёнок - дедушка-бабушка)

Различаются люди цветом волос: светловолосые – тёмноволосые.

(слайд №7: темноволосые - светловолосые)

По цвету кожи: белокожие, чернокожие.

(слайд №8: белокожие, чернокожие)

По цвету глаз, по форме носа, по форме губ.

(слайд №9)

Все люди разного роста: кто-то высокий, а кто-то низкий.

(слайд №10: высокий - низкий)

Встречаются худенькие и полненькие.

(слайд №11: полный - худой)

Действительно мы все разные, но при этом много общего. Тело каждого из нас устроено точно так же, как и у остальных.

(слайд №12: изображения людей)

Воспитатель: Получается, что все люди внешне и похожи и различаются одновременно.

Воспитатель: Видишь, Пудик, тебе, чтобы перемещаться, нужны крылья, а всем людям – ноги. Для того чтобы есть, птицам нужен клюв, а нам - рот. Для того чтобы что-нибудь взять, тебе, Пудик, нужны лапки, а нам – руки.

Воробышек: Вот оно что, а я-то думал, что ваши руки - это крылья, из которых кошка повыдёргивала перышки.

Воспитатель: Пудик, а хочешь, мы тебе покажем, как умеют двигаться некоторые части нашего тела?

Воробышек:Да, конечно хочу и сам с удовольствием подвигаюсь.

Динамическая пауза «Буги-вуги»

 

Воспитатель: Ну, что, Пудик, о внешнем строении человека тебе всё понятно?

Воробышек: Да.

Воспитатель: А ведь у человека есть ещё и внутреннее строение.

Воробышек: А это как?

Воспитатель: Интересно тебе?

Воробышек: Да.

Воспитатель:Ребята, а вы как считаете, внутри все люди одинаковые или разные?

Дети: Одинаковые. Внутри нашего тела есть внутренние органы.

Воспитатель: А вот об этом мы сейчас посмотрим фильм. Присаживайтесь, пожалуйста, на скамеечку. Смотрим внимательно.

Просмотр видео.

(слайд №13)

Воспитатель: Ну что интересно? Ой, посмотрите, воздушные шары.

Воробышек: Да это я вам их дарю. Хочу, чтобы ваши глазки отдохнули. Следите, ребята, за шариками.

(слайд №14: гимнастика для глаз)

Воспитатель: Весёлый твой подарок получился и полезный.

Воспитатель: Мы с вами посмотрели фильм.

А для чего нам нужен скелет? (придает форму телу, защищает внутренние органы)

Скажите, благодаря чему мы можем двигаться? Что приводит в движение наше тело? (мышцы)

Какая роль крови для нашего организма? (насыщает кислородом, очищает от вредных веществ)

Что помогает нам дышать? (нос, трахея, бронхи, легкие)

Как еда попадает в желудок? (по пищеводу)

Что помогает нашему мозгу управлять нашим телом? (нервная система)

(слайд №15: скелет, мышцы, кровеносная система, дыхательная система, пищеварительная система, нервная система)

Воробышек: Я так много сегодня узнал о человеке: и о внешнем строении и о внутреннем.

Воспитатель: Но самое интересное, Пудик, ведь внутри тебя есть такие же внутренние органы. Только они намного меньше, чем у человека.

Воробышек: Во как! Мне бы хотелось, чтобы и мои друзья об этом узнали.

Воспитатель: Сейчас ребята сделают для тебя схему в виде аппликации, и ты сможешь сам посмотреть и показать своим друзьям, как устроен человек внутри.

Воробышек: Я согласен, буду очень рад.

Воспитатель: Для начала разомнём пальчики.

Десять  птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка.     Хлопаем в ладоши
Десять птичек - это стайка. Растопыриваем пальцы на обеих руках

Эта птичка – соловей.         Поочередное загибание пальцев, начиная с большого правой руки
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка,   Поочередное загибание пальцев, начиная с большого левой руки
серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.             Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!   Машем ручками, как крылышками, прячем за спину

 

Дети садятся за столы и делают аппликацию (негромко слышно чириканье воробышка)

 

Воспитатель: Вот, Пудик, тебе подарок от нас.

Воробышек: Спасибо, ребята! Полечу, покажу своим друзьям. До свидания.

Воспитатель: До свидания. Прилетай ещё, если понадобится помощь.

Воспитатель: Пудик улетел, а на нашем волшебном экране остались картинки.

(слайд №16: сердце, лёгкие, желудок, почки, грудная клетка, скелет, череп, мозг; мотор, воздушные шары, кастрюля, фильтр, шкатулка, шлем, генерал )

Посмотрите, внутренние органы и системы человеческого организма, а также различные предметы. Какая между ними связь? Может быть - эти предметы могут делать то же самое, что и настоящие внутренние органы человека. Сейчас мы подберём парочки и объясним свой выбор.

На экране слайд №16: органы и предметы

Воспитательговорит: Сердце

Дети: Насос. Сердце качает кровь, и насос качает жидкость

(слайд №17: сердце-насос) Правильно подобрали.

(слайд №18: органы и предметы)

Воспитатель: Лёгкие.

Дети: Воздушные шары. Надуваются воздухом и сдуваются.

(слайд №19: лёгкие – воздушные шары)

(слайд №20: органы и предметы)

Воспитатель: Желудок

Дети: Кастрюля. Кастрюля варит, и желудок переваривает еду.

(слайд №21: желудок-кастрюля)

(слайд №22: органы и предметы)

Воспитатель: Грудная клетка.

Дети: Шкатулка. Хранят вещи в коробочке, и грудная клетка хранит в себе внутренние органы.

(слайд №23: грудная клетка – шкатулка)

(слайд №24: органы и предметы)

Воспитатель: Человеческий череп.

Дети: Шлем. Шлем оберегает голову – череп надёжно оберегает мозг.

(слайд № 25: череп - шлем)

(слайд №26: органы и предметы)

Воспитатель: Скелет.

Дети: Каркас. Придаёт форму

(слайд №27: скелет - каркас)

(слайд №28: органы и предметы)

Воспитатель: Мозг.

Дети: Генерал. Отдаёт приказы.

(слайд №:29 мозг отдаёт приказы - генерал отдаёт приказы)

(слайд №30: органы и предметы)

Воспитатель: Почки

Дети: Фильтр. Почки как фильтр чистят кровь.

(слайд №31: почки - фильтр)

Релаксация "Лентяи"

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. Рассказали всё правильно, парочки подобрали. Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы — лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

А наше путешествие по стране «Человек» на сегодня закончилось. Волшебный экран говорит вам: " До свидания!"

(слайд №32 смайлик - молодцы, ребята!)

"КАЗКІ ЧАРОЎНАГА КЛУБОЧКА"

Інтэгрыраваныя заняткі па адукацыйных галінах

“Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін” і

“Мастацкая літаратура”

для дзяцей рознаўзроставай групы (3-5 гадоў)

Праграмныя задачы:

Фарміраваць уменне ўжываць абагульняльныя словы, якія абазначаюць відавыя і родавыя паняцці (сяр., 2 мал. гр.)

Узбагачаць слоўнік словамі-назвамі жывёл і іх дзіцянят (вавёрка, заяц, вожык, мядзведзь, воўк, ліса) (сяр., 2 мал. гр.)

Фарміраваць уменне правільна ўтвараць назвы дзіцянят жывёлы ў адзіночным і множным ліку (сяр. гр.)

Фарміраваць уменне змяняць назоўнікі па ліках (сяр. гр.)

Фарміраваць уменні словаўтварэння назоўнікаў з дапамогай суфіксаў ( у лісы – лісяня і г.д.) (сяр. гр.)

Практыкаваць у вымаўленні гука [ў] у словах і сказах; фарміраваць уменне суадносіць назвы жывёл і іх дзіцянят (сяр., 2 мал.гр.)

üФарміраваць уменні перадаваць у ролі настрой, характар персанажа, выразнасць вобраза; самастойна і выразна весці сваю ролю ў спектаклі (сяр.гр.)

üРазвіваць уменне адказваць на пытанні і будаваць ўласныя сказы (сяр.,

2 мал.гр.)

üРазвіваць уменне разумець значэнне абагульняльных слоў (2 мал.)

Развіваць фанематычнае успрыманне, уменне слухаць і разумець маўленне, акружаючых, удзельнічаць у дыялогу (сяр., 2 мал.гр.)

Садзейнічаць фарміраванню умення звяртаць увагу на рэакцыю гледачоў, спачуваць персанажам гульні-драматызацыі (2 мал. гр.)

Выхоўваць станоўчае стаўленне да баларускай мовы, жаданне размаўляць на ёй (сяр., 2 мал.гр.)

 

Ход занятка:

Выхавацель: Дзеці, паглядзіце да нас прыкаціўся чароўны клубочак. Мабыць ізноў запрашае нас ў “Музей казак”, каб у казку пагуляць або пазнаёміцца з новай?

Голас клубочка: Ідзіце, дзеці за мной. Патрэбна ваша дапамога.

Заходзім у музей размяшчаемся. Клубок падае на край лесу.

Выхавацель: Ой, не стрымаць клубочак. Так хочацца яму ў казку пагуляць. А вы, дзеці, хочаце ў казку пагуляць?

Дзеці: Да.

Выхавацель: Тады патрэбна на ўскрайку леса стаць і чароўныя словы сказаць і тады адразу казачныя героі прыбягуць, якія ў гэтым лесе жывуць. Давайце скажам ўсе разам: “Казка, казачка з’явіся, казка, казка пакажыся”. Толькі ніхто да нас не быжыць.

Голас клубочка: А ніхто ні прыбяжыць. Злая чараўніца усіх звяроў зачаравала. І таму казка не атрымаецца. Я запрасіў вас, каб вы мне дапамаглі з ёю справацца. Выканаць усе заданні, якія загадала чараўніца. І толькі тады пагуляем ў казку.

Выхавацель: (звяртае ўвагу на чараўніцу)Паглядзіце і праўда паглядае на нас звышыні і пасмейваецца. Называй першае заданне.

Голас клубочка: Патрэбна загадкі ў кутку загадак адгадаць і звяроў расчараваць.

На нітках вісяць рознакаляровыя кружочкі:

Карычневы – мядзведзь

Аранжавы вялікі – ліса

Аранжавы маленькі - вавёрка

Белы – заяц

Чорны – воўк

Шэры – вожык

Бела-чорны – карова

 

Спіць зімою да вясны

Соладка жыхар лясны.

Сніць не снег ён і не лёд,

А духмяны, смачны мёд.

 

Яна ў бары жыве ў нары,

Яркая рыжужа,

Здатная хітруха.

 

Невялічкі, рыжаваты,

А хвост доўгі і калматы.

На дрэве жыве,

Шышкі грызе.

 

Даўгавухі і касы

Скача без аглядкі

Ад ваўкоў і ад лісы.

Хто знайшоў адгадку?

 

Па палях, па лясах,

Драпежнік блукае,

Здабычу шукае,

Зубамі шчоўк!

Хто гэта?..

 

Як прысядзеш пад дубок

Там качаецца клубок.

Ён кальне цябе ў бок.

 

Вілы вострыя на лбе,

Цэлы дзень траву скубе,

Прыйдзе з пашы вечарком –

Пачастуе малачком

Выхавацель: Мы адгадалі загадкі пра каго?

Дзеці: Пра лясных жывёл.

Выхавацель: Дзе яны жывуць?

Дзеці: У лесе.

Выхавацель: А хто тут лішні? Чаму ? Хоча заблытаць нас чараўніца.

Выхавацель: Загадкі адгадалі, але звяроў не відаць.

Голас клубочка: Пойдзем за мной далей ў лес. Там вас чакаюць яшчэ заданні.

Ідзем за клубочкам у музычную залу. Там шырма леса, елкі.

Выхавацель: Слухаем наступнае заданне.

Голас клубочка: Назавіце, якія звяры жывуць у лесе?

Выхавацель: У лесе жыве шэры, злосны ……. воўк. Воўк які?

У лесе жыве рыжая, хітрая, разумная ….. ліса. Ліса якая?

У лесе жыве шэры, баязлівы …. Заяц. Заяц які?

У лесе жыве тоўсты, калматы…. Мядзведзь. Мядзведзь які?

У лесе жыве шэры, маленькі, калючы…. Вожык? Вожык які?

Выхавацель: А ці адна жыве ліса ў лесе?

Дзеці : Не.

Выхавацель: У лесе жыве шмат …. ліс. Далей паказвае малюнкі жывёл.

У лесе жыве шмат ваўкоў.

У лесе жыве шмат зайцоў.

У лесе жыве шмат вавёрак.

У лесе жыве шмат вожыкаў.

У лесе жыве шмат мядзведзяў.

Выхавацель: Наступнае заданне, патрэбна назваць звярынаю сям’ю. (карцінки і схема прымацаваны на мальберце)

Ліс – лісіца -лісяня - лісяняты

Воўк - ваўчыца – ваўчаня - ваўчаняты

Мядзведзь – мядзведзіца – мядзведзяня - мядзведзяняты

Заяц – зайчыха – зайчаня - зайчаняты

Вожык –важыха – важаня - важаняты

Вавёрка – вавёрка – ваверчаня - ваверчаняты

Выхавацель: Уявіце сабе:

Вось бы разам сабраць

Усіх зверанят

Лісянят,

Зайчанят,

Ваверчанят,

Мядзведзянят,

Важанят.

Быў бы ў лесе

дзіцячы сад.

Выхавацель: Якія звераняты хочуць хадзіць у дзіцячы сад?

Дзеці адказваюць.

Выхавацель: Усе разам:

Ня-ня-ня ў лісы… лісяня

Ня-ня-ня ў вавёркі…ваверчаня

Ня-ня-ня ў ваўчыцы…. ваўчаня

Ня-ня-ня ў важыхі …..важаня

Ня-ня-ня ў мядзведзіцы… мядзведзяня

Ня-ня-ня ў зайчыхі…… зайчаня

Выхавацель: А ў дзіцячы сад яны хочуць хадзіць бо тут весела. Шмат гульняў. Вось мы зараз і пагуляем

Заінька ды шарусенькі, заінька ды бялюсенькі.

Праскачы, праскачы зайка ў дзірачку.

Не пабі, не пабі сабе спіначку.

Дзеці 2 малодшай групы ідуць займацца самастойна.

Выхавацель: Лясныя звяры таксама разам з намі гулялі. Толькі колькі гульцоў было патрэбна падлічыць. Гэта наступнае заданне.

На мальберце лічба і рознакаляровы кружок.

2 лісы

3 мядзведзі

1 воўк

4 вавёркі

5 вожыкаў

1 заяц

Выхавацель: Так разгуляліся, што хвасты пагублялі. Вам заданне: “Знайдзі хвост”

На стале раскладзена гульня.

Выхавацель: Выберыце сабе жывёліну і знайдзіце хвост. Чый хвост ты знайшоў? Лісі хвост, заечы хвост, воўчы хвост, вавёрчын хвост.

Выхавацель:

У лісы доўгі хвост. Ліса даўгахвостая

У зайца доўгія вушы. Заяц даўгавухі

У мядзведзя тоўстыя пяты. Мядзведзь таўстапяты

У ваўка вострыя зубы. Воўк востразубы

У вожыка кароткія ногі. Вожык каратканогі

Выхавацель: Нагуляліся звяры ды разышліся па сваім хаткам. (карцінкі на мальберце)

Мядзведзь схаваўся … ў бярлогу.

Ліса схавалася ….ў нару.

Вожык схаваўся…ў нару.

Вавёрка схавалася…ў дупло.

Воўк пайшоў схаваўся…. ў логава.

Дзеці стаяць спінамі да лесу. На палянцы з’явіліся звяры.

Голас клубочка: Нікуды яны не схаваліся, а павыходзілі на палянку. Бо гэта было апошняе заданне. Усіх звяроў вы расчаравалі.

Выхавацель: І праўда, дзеці, паглядзіце, усе звяры тут , на палянцы. Значыць, час казку зваць. Усе разам гаворым словы: “Казка, казачка, з’явіся. Казка, казка, пакажыся”. Займайце, дзеці, месцы і ўважліва глядзіце і слухайце.

Інсцэніроўка казкі “Муха-Пяюха”

(Дзеці 2 малодшай групы таксама гледачы)